Статистика

Опыт №16: Спасаем наши поезда.

Эх, дороги!

Ситуацию, сложившуюся вокруг наших железных дорог можно наглядно представить при помощи вот такого сравнения.

Помещик (российские народы в лице своего правительства) нанял управляющего (ОАО «РЖД»). В конце года управляющий приходит и отчитывается о своей работе:

— за год я получил от вашего хозяйства прибыли миллион рублей, но всё ушло на текущие расходы и ещё ваши крестьяне по вашей воле не платят полной стоимости за паром, при помощи которого они перебираются через реку к дальним пашням. 

Поэтому будьте добры компенсировать мне «выпадающие доходы» нанятого мной для вас паромщика или он закроет ваш паром, как нерентабельный.

Тут, как говориться, одно из двух, либо управляющий — мощенник и его немедленно осудят, либо помещик — лох, и его постоянно будут обирать разные проходимцы, пока этот помещик не сдохнет от собственной глупости.

Вот и нам, русским людям, пора бы уже определиться кто из нас кто…

Как сообщалось в предъидущем опыте, в связи с отменой ОАО «РЖД» курсирования ряда поездов областного и федерального значения, мной 23 декабря 2012 было отправлено через официальный сайт Президента Российской Федерации обращение к нему c предложением взять ситуацию под свой контроль.

Текст обращения: 

«Здравствуйте! Пишу, чтобы обратить Ваше внимание на неэффективную и антинародную деятельность ОАО «РЖД».Как известно, ОАО «РЖД» под предлогом повышения экономической эффективности отменило ряд поездов межобластного и местного значения. 15 марта 2010, был отменён пассажирский поезд № 841/842 Воронеж–Курск. Это плохо, а вот закрытие поездов Тында — Комсомольск, Тында — Нерюнгри, о которых Вам был задан вопрос 20.12.12, — действительно беда!Железные дороги имеют чрезвычайно важное значение для государства. К примеру, в Германии плотность железных дорог в 22 раза выше, чем у нас! В то же время, наша территория заселена в 27,3 раза менее плотно, чем в Германии. Тут прослеживается прямая зависимость. И действительно, зачем люди будут осваивать, заселять новые территории, если они знают, что связи с внешним миром у них не будет. Также и с территорий, лишённых транспортных сообщений, люди будут уезжать. Поэтому в демографическом плане очень опасно отменять железнодорожные перевозки местного значения.

Видимо, плохо обстоят дела с эффективностью грузовых железнодорожных перевозок, которые и должны давать высокие прибыли. В Курской и Воронежской областях по атомной станции, а электропоезда межобластного сообщения закрывают! Дороги забиты грузовыми фурами, а на железной дороге, видимо, такие тарифы, что лучше уж в пробках постоять! Какой выход видит ОАО «РЖД»? Брать деньги у государства, то бишь с его населения и закрывать маршруты!

Ввиду вышеизложенного, считаю, что недопустимо, когда коммерческая компания, неподконтрольная правительству, управляет такой важной стратегической отраслью государственного хозяйства, как железные дороги, и предлагаю экономически и/или законодательно восстановить непосредственное влияние государственного аппарата на процесс управления этой отраслью, с целью немедленной корректировки процесса её развития в интересах российских народов. Желаю успехов в работе. Будьте здоровы.»

Привожу его здесь, чтобы стало понятно насколько ответ соответствует самому обращению. Текст пришлось сильно сократить, так как электронная приёмная не принимает обращения длиной более 2000 знаков и это понятно, поскольку управленчески значимые сообщения должны быть предельно краткими, в то же время чётко сформулированными и ёмкими по смыслу, поскольку от этого зависит быстрота принятия управленческих решений.

Так должно быть, если обращения действительно рассматриваются по существу. Моё же обращение было просто пропущено через бюрократическую машину, поэтому если бы я написал «ай-ай-яй президента нехороший, зачем поезда в Тында отменила?» думаю, что ответ на него был бы такой же как тот, который у меня сейчас есть.

Уведомление от Остяковой

25 декабря ко мне на электронную почту пришло уведомление от советника департамента письменных обращений граждан и организаций О.Остяковой о том, что моё обращение направлено на рассмотрение в Министерство транспорта.

Сопроводительное письмо в ОАО РЖД

27 декабря заместитель директора административного департамента Министерства транспорта С.А.Липатов направил мяч, тьфу, обращение сразу в два адреса: своим коллегам по министерству, в Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта и, непосредственно, «виновнику скандала», — в ОАО «РЖД».

«О результатах рассмотрения просьба информировать Министерство транспорта Российской федерации.»- закончил он своё сопроводительное письмо в ОАО «РЖД», копию которого мне переслали по электронной почте.

То есть С.А.Липатов предлагает рассмотреть моё обращение той самой организации, «на неэффективную и антинародную деятельность» которой я пытался обратить внимание Президента. Есть над чем посмеяться, не правда ли?

Это как в песне у Владимира Высоцкого, 75-летие со дня рождения которого мы отмечали 25 января: — Кто мне писал на службу жалобы, а? Не ты? Да я же их читал!

Такого оборота я, конечно, не ожидал, но оказалось, что это совершенно обычное дело. В интернете очень много возмущений по этому поводу. К примеру, вот, вот и вот. Думаю, уместно будет привести небольшую цитату оттуда:

«Мы пишем свои обращения первым лицам страны, для того, что бы они ознакомились с дикой ситуацией, происходящей в судебной власти и следственном комитете Пензенской области, а не для того, что бы неизвестные чиновники занимались пересылкой наших обращений в различные инстанции, где они утопают в бюрократической трясине, скрывая, тем самым, информацию, содержащуюся в наших жалобах, от первых лиц государства.»

Могу лишь догадываться, как отреагировали на моё обращение в ОАО «РЖД», а только ответ мне прислал исполняющий обязанности (И.О.) директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Р.С.Самарский.

Таким образом, моё обращение прошло следующие инстанции:

в прямом направлении: обращение к президенту России -> советник администрации президента -> администратор министерства транспорта -> ОАО «РЖД»;

в обратном направлении: ОАО «РЖД» -> глава департамента министерства транспорта -> ответ на обращение.

Такое движение моего обращение позволяет предположить, что Министерство транспорта — это всего лишь передаточные звено, винтик, призванный обслуживать коммерсантов в лице ОАО «РЖД», поскольку именно оно было инстанцией, рассмотревшей мой вопрос и давшей указания Министерству транспорта, как лучше отписать. Само Министерство транспорта, не обладая всей полнотой власти оказалось не в состоянии самостоятельно ответить даже на рядовое обращение рядового гражданина России.

Ответ из департамента госполитики.1

Ответ из департамента госполитики.2

Ну а теперь давайте, наконец, узнаем, что о наших бедах думают в ОАО «РЖД»/правительстве по существу обозначенных в обращении вопросов:

«Департамент государственной политики … по вопросу отмены пассажирского поезда Тында — Комсомольск и в части своей компетенции сообщает.»

Как видите, ответ касается только одного поезда Тында-Комсомольск, отмену остальных поездов Минтранс проигнорировал. Меня, например, так же сильно интересовал поезд Воронеж — Курск, из-за отмены которого моя семья не смогла отпраздновать Новый Год с друзьями, как планировала.

«Минтранс России выходил с предложениями о выделении субсидий из федерального бюджета в 2013 году на поддержку:
— перевозок пассажиров в дальнем следовании — 30 млрд. рублей;
— перевозок школьников в дальнем следовании — 1,34 млрд. рублей.»

Сразу хочется спросить, а школьники — это не пассажиры? Поэтому непонятно, 1,34 млрд. рублей входит в сумму 30 млрд. рублей или нет. Если школьников всё же считать пассажирами, что было бы логично, то попросили 30 млрд. рублей, а если нет, то 31,4 млрд. рублей. Хотя, что это я? Какие-то плюс-минус 1,34 миллиарда рублей для чиновников роли не играет. Главное ведь что-нибудь отписать.

«… на 2013 год предусмотрена государственная поддержка пассажирских железнодорожных перевозок в размере 14 800 518,0 рублей.»

Иными словами, мы в Минтрансе так старались, так просили дать то ли 30, то ли 31,4 миллиарда, а дали всего 14,8. Кто формирует бюджет — парламент, кто утверждает — президент. Вот они, мол, и виноваты. Вот так вот чиновник правительства Р.С.Самарский легко и непринуждённо, не говоря этого прямо, валит всю вину на парламент и президента, ни слова не говоря о том, почему это вдруг нашим железным дорогам понадобилась государственная поддержка.

Абсолютно все, и Минтранс, и ОАО «РЖД», и СМРАД (Средства Массовой Рекламы, Агитации и Дезинформации) говорят об убытках, которые терпят коммерсанты из-за государственного регулирования цен на железнодорожные билеты, мол цены слишком низкие, прибыли в результате получаются маленькие, работать в этой сфере невыгодно, железнодорожные компании работают в убыток себе и далее в том же духе.

Давайте не будем доверять этим источникам и сами разберёмся, неужели наши цены на железнодорожные билеты и взаправду гораздо ниже рыночных? Нам часто ставят в пример Европу, у них и демократия подемократичней и рынок более рыночный. Честно говоря сравнивать-то больше не с кем, поскольку в колыбели рынка и демократии — США железные дороги, как и совесть, отсутствуют. Вот и сравним наши цены с европейскими.

Цена билета Москва — Архангельск

Цена билета Париж — Берлин

Самый дешёвый проезд в плацкартном вагоне от Москвы до Архангельска (1120 км ) на 28.02.2013 стоит 1287 рублей. Проезд в вагоне второго класса от Парижа до Берлина (1060 км) по информации с сайта eurorailways.com в любое время стоит 178 долларов или 5340 рублей.

Получается у нас в четыре раза дешевле. Значит нужно, как говорят коммерсанты, в 4 раза поднять цены на билеты?
Не будем спешить с выводами, поскольку экономические условия у нас и в Европе разные, а значит и цены должны как-то отличаться. Но как посчитать эту рыночную цену?

 

В общем случае, цена на билет складывается из:
— желания коммерсантов иметь прибыли, превосходящие объём вкладываемого ими труда, то есть паразитировать на труде остальных;
— расходов на эксплуатацию;
 — доходов населения влияющих на характер спроса и предложения.

Рассмотрим эти составляющие по порядку.

1. Желание коммерсантов иметь прибыли, превосходящие объём вкладываемого ими труда.

Желание коммерсантов иметь больше прибыли очень высокое, тут всё говорит за то, что нужно поднять цены. К примеру, в Воронеже управление Юго-Восточной железной дороги живёт на широкую ногу: огромное историческое здание в центре города, башня с часами, прекрасно оборудованная больница для сотрудников, бесплатные санаторные путёвки, бесплатный проезд в железнодорожном транспорте.
Я не против больниц и других привилегий для сотрудников ОАО «РЖД», но почему я должен платить за это из своего кармана? И почему, ОАО «РЖД» обзаводится такой дорогой инфраструктурой одновременно заявляя об убыточности железнодорожных перевозок и отменяя жизненно необходимые гражданам поезда?

Есть ещё вопросы. Например, почему в то же самое время, в конце октября 2012 года ОАО «РЖД» покупает 75% акций французской логистической компании Джефко (GEFCO) за 800 миллионов евро!??
Это же 32 миллиарда рублей! А как раз перед этим президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своём личном блоге  жаловался, что ему не хватает денег на так называемую «компенсацию выпадающих доходов»:

«Раньше, в системе МПС, когда убытки от социальных перевозок покрывались за счет прибыли от грузовых перевозок, такой проблемы не было. Народ у нас, конечно, привык к этому. Теперь «общего котла» нет, и, чтобы цена на социально значимые перевозки осталась на приемлемом уровне, государство выделяет дотации. К сожалению, выделяемые деньги не покрывают затрат перевозчика. Так, в бюджетном плане на 2013 год определен общий объем субсидий – 38,5 млрд. рублей. Эти средства предусмотрены на «компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием».

То есть прибыли от грузовых перевозок — это себе, а затраты на перевозку пассажиров — это как нибудь сами? Значит, за счет бюджета, который формируется из наших же налогов? Да, Владимир, «общий котёл»-то нам нужно немедленно восстановить, а лично вас бы от этого «котла» оторвать!
Судя по письму господина Р.С. Самарского, не думаю, что чиновники из Минтранса будут это делать, они лучше отнимут наши деньги у государства и отдадут коммерсантам в лице Якунина.

Желание работать самим у коммерсантов ОАО «РЖД» также напрочь отсутствует. К примеру, получив в 2003 году от государства железные дороги России в управление ОАО «РЖД» само не занимается перевозкой пассажиров. Оно просто сдаёт принадлежащие государству локомотивы и вагоны в аренду «Федеральной пассажирской компании» и десяткам других. Зачем самим напрягаться, нанимать людей, организовывать перевозки, если можно тупо получать деньги за аренду от какой-либо частной фирмы.
Всё бы хорошо, да только у частной фирмы есть своё руководство и куча своих директоров и разной другой братии, которые ни за что, ни про что отъедают половину дохода фирмы, остальное делят между трудягами, между нами то есть, в результате чего мы, трудяги получаем мизер. Я сам работаю в такой фирме и знаю о чем говорю.

Думаете на этом всё? Как же! «Федеральная пассажирская компания» тоже сама работать не хочет и может нанять себе ещё субподрядчика со своим штатом менагеров, а тот себе, и так далее. Конечно, в этом варианте перевозка пассажиров станет гораздо дороже, и, разумеется, денег не будет хватать никогда! Но это чиновников из Минтранса и коммерсантов из ОАО «РЖД» не беспокоит, ведь государство по их мнению просто обязано заплатить за их покой и привольную жизнь, если не хочет иметь проблем с населением. А если будет рыпаться, то можно ведь и поезда отменить, и посмотреть, что получится. А населению можно и лапши на уши навесить, средства-то «массовой информации» есть для этого.

Больше всего меня в этом вопросе поражает наглая мелочность самих коммерсантов. Согласно Устава ОАО «РЖД», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 года «…Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли».

Так вот, главная цель, ради которой существует РЖД — это железнодорожные перевозки, прибыль на втором месте, что логично. И вот, зная это, они требуют на поддержание пассажирских перевозок 30 миллиардов. Но ведь они же, например, в 2011 году заработали 1300 миллиардов. Неужели можно так, обнаглеть чтоб не выделить на выполнение своей первоочередной задачи 2,3 % от прибыли, а требовать эти деньги от того, кто дал тебе средства для заработка?

Давайте «восхитимся» необычайной дерзости современных Остапов Бендеров. Это ж надо так организовать дело, что государство даёт им в аренду локомотивы и вагоны, а потом само же вынуждено им же за это доплачивать! Разве это не коррупция под прикрытием демагогии о законах рынка? Где эти почитатели свободного рынка видели, чтобы за аренду платил сам арендодатель своему арендатору? Свободные рынки обычно предусматривают обратное.

2. Расходы на эксплуатацию.

Расходы на эксплуатацию поездов и инфраструктуры в России гораздо ниже, чем в Европе поскольку:

— льготный кредит на расширение и модернизацию, поскольку государство само является акционером ОАО «РЖД». Не будет же оно себе выдавать кредит под проценты? (если конечно не имеет место предательство интересов страны);
— уровень зарплат ниже, значит рабочая сила дешевле;
— наличие собственных энергоресурсов и природного сырья, которые в принципе, либо не нужно покупать, либо поставляются по более низким, чем в Европе ценам;
— наличие собственной, готовой материально-технической базы подвижного состава, путей и железнодорожной инфраструктуры, всего этого не нужно создавать с нуля.
Так что, с этих позиций наши цены на проезд в железнодорожном транспорте непомерно высоки.

3. Доходы населения.

По данным Росстата средняя зарплата в России — 23369,2 рублей . По данным Европейского института статистики Евростат (Eurostat) средняя зарплата во Франции 2462 евро или 98 480 руб. Я понимаю, что ни первая, ни, тем более, вторая цифры многим здесь даже и не снились, но будем придерживаться официальных данных.

Таким образом, на проезд расстояния примерно 1100 км россиянин тратит 1287/23369,2 = 0,055 своего дохода, а француз затратит 5340/98480 = 0,054 своего дохода. То есть, в соотношении с уровнем жизни населения наши поезда оказываются даже дороже «правильных» европейских!

В результате всего вышесказанного можно сделать вывод, что требовать увеличения цен на пассажирские перевозки коммерсантов заставляет жажда непомерно высоких прибылей и больше ничего. В этом их поддерживают чиновники из Минтранса. Почему они это делают, предлагаю каждому подумать самостоятельно.

А что цены? Цены нормальные, не ниже рыночных, и никакого государственного регулирования по сути дела нет. Есть только разумное ограничение аппетитов зарвавшихся коммерсантов. Рулить железными дорогами — это ведь не сигареты продавать, тут ответственность нужна!

Надо сказать, что справедливое общественное возмущение не прошло мимо внимания Якунина. Вот что он пишет 23 января 2013 года в своём блоге на странице «Пригородные перевозки – перспективы 2013«:

«Подобные обвинения – чистой воды популизм, рассчитанный на обывателя, который до сих пор не в курсе, что пригородные перевозки на своих территориях регулируются региональными властями. Имено на них законодательно возложена функция по определению количества поездов, требуемых для перевозки пассажиров, а также обязанность компенсации выпадающих доходов железнодорожников.»

Трудно было бы ожидать что-то иное от Владимира, но в данном изречении есть нечто новое. Правительство уже как-бы не совсем виновато, что не даёт ему достаточно денег, теперь виноватыми назначаются местные чиновники. Ага, чтобы лишний раз не тревожить подельников в лице правительственных чиновников Якунин перекладывает ответственность за коллективный беспредел с большой власти на маленькую. Хитро! Думаю, они сильно удивятся, ведь их не назовёшь простыми «обывателями». А ведь как удобно, в случае чего местных можно и припугнуть сверху, мол плохо выполняете свои обязанности. Пять баллов, Владимир! Пускай, мол, население там внизу воюет со своими местными властями, мы-то наверху будем жить припеваючи!

А в нашем случае господин Р.С.Самарский заканчивает свой ответ так:

«Осознавая всю важность развития и доступности для населения перевозок в дальнем пассажирском сообщении Минтранс России со своей стороны обратился в ОАО РЖД рассмотреть вопрос о сохранении социально значимых маршрутов движения пассажирских поездов сообщением Тында-Комсомольск.

Учитывая высокую социальную значимость для жителей Амурской области поезда № 363/364 сообщением Тында — Комсомольск, ОАО «РЖД» сохраняет его курсирование и принимает на себя обязательства по отсрочке в 1 квартале 2013 года платежей ОАО «Федеральная пассажирская компания» за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги.«

В связи с многочисленными возмущениями Минтранс униженно попросило не отменять хотя бы поезд Тында — Комсомольск, и РЖД , алилуйя!!!, милостиво согласились подождать от «Федеральной пассажирской компании» выплату задолженности перед ними целых три месяца — январь, февраль и март! Потом и этот поезд, видимо, будет отменён, если правительство или ещё кто-нибудь, кому дорога Россия, не раскошелится.

Другие же, к этому моменту отменённые поезда, не возобновят своё курсирование в ближайщем будущем, если не начать бороться за восстановление системы управления железными дорогами в интересах русских народов, а не кучки ожиревших чиновников-коммерсантов. И хотя народы России, своим трудом, обеспечили нашим чиновникам из правительства безбедное существование, ждать от них помощи, судя по нашему коллективному опыту бессмысленно, хотя и очень хотелось бы.

Что нужно сделать:

Ближайшая задача:

Изменить общественное мнение путём распространения, обсуждения и уточнения информации по рассматриваемому вопросу. Пока общество позволяет себя обманывать, безропотно внимая заявлениям СМРАД (Средства Массовой Рекламы, Агитации и Дезинформации) о том, что поезда закрываются от недостатка государственного финансирования и нет никакого другого способа это изменить, чиновники-коммерсанты (коммерсовники, как бывший министр обороны Сердюков) будут чувствовать себя в безопасности.

Но когда подобнач ложь будет видна хотя бы 10% населения, тогда коммерсовники будут вынуждены подстраиваться под общественное мнение идя на соглашение с населением, при условии выполнения гражданами дальнейшей задачи.

Дальнейшая задача:

Довести до чиновников своё несогласие с вышупомянутыми обстоятельствами любым возможным законным способом. Арифметика здесь простая, чиновников тысячи, нас миллионы. Чиновник вынужден кое-как отвечать  на обращения, чтобы поддерживать видимость демократии, а это тоже работа. Чиновник не любит работать. Если каждый из нас реализует своё законное право на обращение к нему по любому вопросу, тогда чиновник вынужден будет пойти на какие-то действия, на какие-то уступки. Вот тогда-то и начнётся процесс подлинной, а не декларируемой демократии. Подобную тактику, кстати, можно применять для решения любых вопросов и как можно чаще.

Пишем правительству.

Так, президенту мы уже писали, пора бы и правительство пошевелить. Идём на страницу обращений к правительству , читаем правила и жмём «продолжить», затем выбираем тему обращения: «9. Хозяйственная деятельность. 9-7. Транспорт. 9-7-1 Совершенствование системы управления транспортом. Оценка работы руков.» Дальше не видно. Потом вставляем текст обращения не более 5000 символов.  Проверяем текст обращения на предмет ошибок или неточностей. Далее листаем вниз. Там вводим свои данные.  Ещё раз перечитываем текст своего обращения и жмём «отправить». На странице должно появиться сообщение: «Ваше обращение отправлено».

Лично я отправил вот такое письмо:

«Здравствуйте!

Прошу Вас, как представителей государства-акционера, рассмотреть вопрос об отстранения от должности главу ОАО «РЖД» Владимира Якунина в связи с падением качества управления железными дорогами, а также назначить специальную комиссию по расследованию причин падения качества управления с целью недопущения подобного в дальнейшем.

На мой взгляд, падение качества управления ОАО «РЖД» железными дорогами выражается в следующем:

— снижение количества пассажирских перевозок: по статистике Росстата за 2000-2011 года они сократились на треть с 1419 млн. до 993 млн. человек;

— снижение качества пассажирских железнодорожных перевозок. К примеру, поезда южного направления Архангельск-Адлер, Архангельск-Новороссийск. Вагоны добротного советского производства, однако, сильно изношенные с неисправным внутренним оборудованием, вечно грязные, летом душные, зимой холодные, до сих пор не оборудованы биотуалетами. Хотя это поезда ЮЖНОГО направления, в них всё ещё нет кондиционеров!

— чрезмерное увеличение стоимости проезда;

— с момента передачи железных дорог под управление РЖД, с 2003, длина железных дорог увеличилась всего на 1 тыс.км (на 1,1 %). Этого катастрофически недостаточно для России;

— сокращение количества плацкартных вагонов, о котором правление РЖД объявило в конце прошлого года;

— отмена существующих поездов, лично мне не удалось отпраздновать Новый Год в Курске из-за отмены поезда Воронеж-Курск, многие мои знакомые в таком же положении, не говоря уже про тех, кто и домой попасть не может (Тында, Нерюнгри);

— непонимание руководителем задач компании. По его мнению, «решение государственных социальных задач, в общем-то, не является сферой ответственности коммерческих компаний». Однако в уставе ОАО «РЖД» на первом месте среди целей деятельности компании стоит «обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом»;

— неэффективное вложение прибылей, убыточность управления: в 2011 году ОАО «РЖД» получила прибыль 1,288 трлн рублей, не отдав государству-акционеру ни гроша, и даже потребовав от него 30 миллиардов бюджетных денег, шантажируя отменой поездов;

Учитывая важность железных дорог в жизни России считаю, что промедление в данном вопросе будет отрицательно сказываться на демографии страны, выражаясь в опасных миграциях, снижении рождаемости и увеличении смертности.

Понимаю, что скорее всего моё обращение по существу будет рассматриваться именно в ОАО «РЖД», тем не менее прошу отнестись к нему с должным вниманием. Заранее благодарю и желаю успехов в работе на благо России.»

10.02.2013                                                                                    Алексей Родионов.

Оставить комментарий

  

  

  

Вы можете использовать эти HTML метки

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>